Суббота, 18.11.2017, 09:20
| RSS

Борьба с истощением земельных ресурсов

Моя родина - Чувашская Земля

блог фриланс-дизайнера alex-net | дизайн студия ПАЛИТРА | бесплатная графика | PSD макеты | разработка качественных шаблонов

Автореферат

Mоя родина – Чувашская Земля

Я – гражданин многонациональной Российской Федерации. И родился я в Чувашии, как говорят в народе, в краю ста тысяч слов, ста тысяч песен и ста тысяч вышивок…Чувашская земля―это моя родина, здесь моя жизнь, мои мечты и стремления. Говоря словами Народного поэта Чувашии Петра Хузангая:

Знаете ли вы страну такую,
Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют-
Словно песней сердце околдуют,
Где коль праздник - от души ликуют,
Коль работа - гору дай любую!
Знаете ли вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен,
И сто тысяч вышивок цветет?
 Приезжайте к нам - и я готов
Это все проверить с вами вместе. 
("Приглашение в Чувашию”)

Чувашский народ в своей многовековой истории прошел много испытаний временем. Исторический путь (http://www.urhol.ru/node/1) моего народа берет свон начало с Центральной Азии (Китай и Монголия – начиная с II тысячилетия до нашей эры) и ведет его судьбу через Среднюю Азию (озеро Балхаш, Аральское море –  I-II века нашей эры), через Северный Кавказ (Золотая Болгария –  III-VI века нашей эры) в Среднее Поволжье (Великая Булгария, Казанское ханство, Чувашская Республика – VIII-XXI века нашей эры). В целях поиска лучшей доли и защиты от врагов мой народ скитался по огоромной территории. И нашел свою землю обетованную здесь – на просторах великой реки Волги (Атăл), которая носит в переводе  имя военного вождя и предводителя наших предков Аттиллы. Для нашего народа  понятие «родная земля» одно и то же что драгоценное золото. Вспомним произведение всемирно известного этнопедагога, чуваша  Г.Н.Волкова  «Золотая земля» («Ылтăн çĕр»), написанное на мотивах народных преданий. В рассказе говорится о том, что на Землю Чувашскую пришли послы  других стран, чтобы предлагать дружбу. Долго задержались они в гостях. Ибо красивые пейзажем края нашего народа так завлекли их, что они затеяли путешествие по нему. Начали изучать добротный быт и гостеприимные обычаи нашего народа.Они записывали наши песни, срисовывали наши вышивки, даже покупали их за золотые деньги. Услышал об этом чувашский царь и позвал их на прием к себе. Угостил их самыми изысканными национальными блюдами. Блюда состояли из 7 видов мяса и 7 видов явств. Потом надарил их подарками. Жемчужины - для дочерей, золотую и серебряную посуду - для жен, а в шелковом узелке - гостинцы для детей. И вот настал день отъезда гостей. Их ждал большое судно на Волге. Как только они начали подниматься на судно, визири царя попросили гостей остановиться. К ним подошли слуги царя, которые попросили их снять обувь, и начали убирать земляные комки грязи с обуви гостей. А потом вытерли их чистым белым платочком от пыли. И попросили обратно одеть, и в то же время выдали на руки им по мешку золота. "Что за обычай это у вас?" - удивлялись послы. И они объяснили так: "Вот вы ознакомились нашей прекрасной страной. Для нас дороже этой земли ничего нет. Мы на этой земле работаем, отдыхаем, веселимся. Здесь же умираем и уходим в мир иной. На родной земле и кладбище как родной дом. Чувашская земля для нас - и отец, и мать, и брат. Эта земля - священна. А у родины и пыль родная, и грязь сладкая. Его влажная глина - золото, сухая глыба - серебро. Вы - наши гости. Нам ничего не жаль для вас. Ибо дороже Земли Чувашской мы не знаем. Поэтому даже пылинку своей земли не можем вам отдать. Пусть ваша обувь будет чистой. До встречи!
Самым главным делом в жизни чувашей было земледелие. Простые люди называли себя «хура халăх», дословно «черный люд», черный цвет — цвет святой плодородной земли. И понятие родины для чувашей связывалось, прежде всего, с понятием земли: тăван çĕр-шыв дословно — «родная земля-вода».
По представлениям наших предков, земля — живое существо. Она была святостью, и к ней относились как к матери — земля-матушка.
Существует множество чувашских мифов о земле, например: «Однажды в бескрайний океан прилетела утка, Она нырнула на дно и достала оттуда комочек земли. Из этого комочка создалась, разрослась вся земля. День рождения земли — великий праздник, его поминают, совершая жертвоприношение (чÿк). Когда гремит первый весенний гром, земля вздрагивает и просыпается. Когда появляется первая зеленая травка и опять гремит гром, говорят, что земля беременна. Когда наступает пора уборки урожая - она рожает. У земли, чуваши говорят, и тело, и голова, и грудь, и пуп есть».
В словаре Ашмарина сохранились выражения, связанные с землей: çĕр пĕвĕ (çĕр пÿ) — тело земли, çĕр кăкăрĕ — грудь земли, çĕр сывлани — дыхание земли, çĕр пичĕ — лицо земли, çĕр мими — мозг земли, çĕр пакарти — внутренность земли. Ни одно явление природы, кроме живых существ, не имеет столько обозначений.
Одной из самых верных клятв считалась клятва землей. Обвиняемый откусывал кусочек земли и произносил: «Пусть меня проглотит земля, если я лгу!» или «Если я виновен, пусть Бог не даст мне прожить следующий год!»
Как и большинство населения Поволжья, чуваши использовали трехпольную систему земледелия. Вся пахотная земля делилась на три части. На одной выращивали озимые культуры, на другой — яровые, а третья часть была под паром. Озимые высевали осенью, они немного прорастали и всю зиму были под снегом. Весной и летом колосья наливались силой и уже во второй половине лета их убирали. Яровые культуры сеяли весной и убирали в конце лета. Третья часть поля отдыхала, на ней ничего не сеяли. Паровые земли могли распахивать, чтобы они не затвердели и не разводились сорняки, или на них пасли скотину.
Самыми плодородными почвами считаются черноземы. При одинаковых затратах труда на таких землях можно получить больше урожая, чем на других почвах, но на территории современной Чувашии таких почв немного.
На своих полях чуваши выращивали зерновые хлебные, крупяные, бобовые, масличные и прядильные культуры. Рожь самое главное хлебное растение Поволжья. Почти половину всех полей засевали озимой рожью, все другие культуры были яровыми. Рожь отличалась высокими урожаями, хорошо переносила и морозы, и засухи. Овес по площади посева занимал второе место. Овес — важный корм для лошадей. Ячмень занимал третье место по количеству занимаемой земли. Его использовали при варке пива, делали крупу. Полба — древнейшая разновидность пшеницы. Из нее делали муку и крупу. Использовали в обрядовой пище. В Поволжье полбу выращивало в основном чувашское население. Пшеница выращивалась в русских поселениях. Чуваши Поволжья эту требовательную к плодородию почв культуру почти не высевали. Просо засевали на небольших площадях. Его приходилось несколько раз пропалывать, иначе сорняки не давали растениям развиваться. Просяная каша— древнее обрядовое блюдо. Гречиха также занимала немного места, не требовала хороших почв, но боялась холода, поэтому гречиху сеяли позже других культур. Горох не требовал очень хороших почв и удобрения навозом. Его приходилось охранять от птиц. Чечевица — очень неприхотливое растение, ее сеяли на самых плохих землях, на которых не росли другие культуры. Лен требовал очень хороших, удобренных почв. Его старались сеять поближе к дому. Из льна изготавливали ткани, из семян выжимали масло. Конопля  также требовала хороших почв, но все-таки была менее прихотлива, чем лен. Из конопли получалось большее количество ткани, но чуть худшего качества, чем льняная. Из нее же изготавливали различные веревки, канаты. Из конопляных семян выжимали масло, делали напитки.
Для обработки земли чуваши, как и остальные народы Поволжья, использовали следующие орудия труда:
Акапуç (сапан) — тяжелый плуг, древнее орудие для вспашки земли, имевшее достаточно совершенную конструкцию для того времени. Акапуç использовался для вспашки «тяжелой» почвы, с примесью глины и для поднятия целины, то есть вспашки никогда ранее не обрабатываемых земель. В наше время для такой пахоты используются мощные трактора. В акапуç запрягалось от 4 до 8 лошадей, чтобы они могли удержать и тянуть такое тяжелое орудие, в передней части акапуç устанавливались два колеса. Во время работы на акапуç требовалось самое меньшее 3 человека. Один управлял лошадьми, другой, наиболее сильный, держал плуг, третий, обычно мальчик-подросток, очищал отвал от налипшей земли.

Весна — самый ответственный период в жизни земледельца. Народная пословица гласит: «Весенний день год кормит». Все земледельческие народы перед пахотой и севом обязательно проводили специальные обряды. В каждой местности были свои особенности и свои названия для этих обрядов, но все они были связаны с почитанием земли-матери. Считалось, что нельзя просто так начинать пахать и сеять, требовалось сначала обратиться к духам земли и божествам, повиниться за беспокойство, попросить возможности хорошо поработать и вырастить урожай.
Семантика слова «ака». В чувашском языке есть очень древнее слово ака, которое обозначает и пахоту, и сев. Во всех остальных тюркских языках это слово переводится только как «сев». К тому же термин ака в значении «плуг» встречается только у чувашей, марийцев и у венгров в виде еке. У других тюркских народов плуг обозначается термином «сапан». Ученые считают, что древние марийцы и венгры заимствовали это орудие и слово у предков чувашей.
Старики внимательно следили за весенней погодой и определяли, когда можно было начать пахать. Важно было не опоздать, иначе влага испарилась бы и пришлось бы сеять зерно в слишком сухую землю, но также важно было не начать пахать слишком рано. Весной перед пахотой на неплодородные земли вывозили и разбрасывали навоз.
Когда старики разрешали начинать пахать землю, проводили обряд предсев. Сначала по традиции все мылись в бане и одевали чистую одежду. Выходили в поле с музыкой и торжественными песнями, приносили жертвенную пищу — кашу, лепешки, пиво, яйца. Молились богам и духам земли, просили благополучия, здоровья, возможности хорошо поработать. Вечером устраивали праздник в доме. В первый день перед пахотой шею лошадей и лемех плуга смазывали маслом. Лошадям могли дать ломоть посоленного хлеба, а на лемех положить ложку каши. Во время следования в поле следили, чтобы никто не переходил дорогу. Приехав, орудия труда спускали на землю, обязательно подстелив ткань или старую одежду. Это делалось, чтобы не оскорбить землю-матушку, не создать ей лишнюю тяжесть. Пропахав несколько оборотов, возвращались домой. На следующий день работали в полную силу. Пахота — это тяжелый труд, необходимо было по нескольку часов подряд держать рукояти сохи, то углубляя ее в землю, то приподнимая.
Пахали целый день, с рассвета до заката. Для пахарей еду приносили в поле, обычно это делал кто-нибудь из младших детей. После пахоты землю бороновали, при необходимости обрабатывали катками и колотушками. Обычно, когда мальчиков лет с 7—10 начинали обучать пахотным работам, сначала доверяли им бороновать. Позднее они уже самостоятельно начинали пахать. Если в семье не было работоспособных мужчин, эту работу выполняли женщины.
Перед севом все мылись в бане, одевали чистую одежду. Знахарь назначал человека, который выполнял обряд выноса семян в поле. Это обязательно был «чистый», безгрешный человек, часто даже ребенок. В полночь этот человек (иногда верхом на лошади) брал в шапку три горсти семян, куриное яйцо и отправлялся в поле. Там он, обращаясь к духам земли, рассыпал семена, бросал яйцо (иногда красного цвета). Причем если человек был верхом, то с коня не слезал, чтобы лишний раз не беспокоить землю-матушку.
На следующий день поле засевали, разбрасывая зерно из лукошка с мягким, тряпичным дном. Затем бороновали, иногда запахивали — закрывали зерно землей.
После окончания сева проводили обряд посевной. Выходили всей семьей в поле, приносили кашу, хлеб, пиво и обязательно вареные яйца по количеству членов семьи. Молились божествам, просили дать богатый урожай и возможность накормить голодного и отогреть замерзшего путника. Яйцо и кусочек хлеба зарывали на пашне.
Обряд обновления земли. Все весенние обряды, связанные с землей, очень сильно напоминают свадебные обряды людей. Иногда парни вместо обычных свадебных обрядов совершали кражу невесты. Так же в редких случаях происходило и с землей. 
Если вдруг в течение нескольких лет урожаи зерна становились все меньше и меньше, то старики, посоветовавшись, решали, что их земля состарилась, ее сила утеряна и необходимо добыть другую землю — невесту. Готовились так же, как готовились бы к обычной свадьбе, но сначала находили «жениха». Его одевали поприличнее, давали ему съестных припасов, денег. В назначенный день устраивали угощенье, а ночью с музыкой и свадебными песнями отправлялись в дорогу, на дальние поля какого-нибудь другого поселения. Отъехав на достаточное расстояние, все замолкали, колокольчики на лошадях подвязывали и в полной тишине подходили к хлебному полю. Старейшина обращался к земле-невесте с речью, уверял ее в любви, просил не отказать жениху и взять с собой приданое (плодородие) с полей, лесов, лугов и рек. Все кланялись, лопатами брали землю и насыпали в повозки. Затем быстро уезжали. Приехав в свои поля, жениха подводили к повозкам, он обращался к земле-невесте с любовным признанием и просил развернуть приданое над полями, лугами, реками и лесами. Землю с повозок рассыпали на свои поля. Всю ночь после этого пировали и веселились.

Лето подходило к концу, в деревнях прекращались веселье и праздники, наступало самое ответственное время — уборка урожая. Не обходимо было все выращенное убрать, обработать и суметь сохранить, иначе все усилия природы и людей пропали бы даром.
У многих народов начало этих работ отмечалось особыми обрядами, а конец означал завершение теплого (весенне-летнего) сезона и также сопровождался соответствующими обрядами.
Летом, во время роста посевов, чуваши пропалывали сорняки не только в своих огородах, но и на полях. Особенно часто пололи просо и ячмень. Самым напряженным периодом сельских работ была уборка урожая, потому что все зерновые культуры поспевали почти одновременно. Первыми убирали озимые — рожь. Основным орудием уборки урожая был серп. Горох, чечевицу, гречиху, иногда просо косили. В крайних случаях, но неохотно, чуваши применяли косу и для хлебных культур.
Жатву полагалось начинать в «благополучный» день, назначенный стариками. Ими же выбирался простой, открытый человек, с «легкой рукой». Он шел в поле, срезал несколько стеблей, бросал через голову и обращался к божествам, просил силы и легкости в работе, возможности убрать весь хлеб в хорошую погоду. Затем срезал несколько снопов и возвращался домой. На следующий день выходили всей семьей, вставали в ряд перед полем. Старший в семье произносил необходимую молитву, и приступали к работе. Первые срезанные пучки затыкали за пояс, чтобы не болела поясница. Днем обедали и опять принимались жать. Работали весь день до заката солнца. Как край солнца касался земли, работу тут же прекращали. И так каждый день, пока не заканчивали уборку всех своих полей. Жатва тяжелый труд, по 10 и более часов люди находились на солнцепеке в полусогнутом положении.
Впервые дети выходили на жатву с 8—9 лет. До сих пор у некоторых старых людей на мизинце левой руки есть шрам от пореза серпом, который они получили, когда впервые пробовали жать.
Сжатые колосья собирали в снопы и связывали ржаными стеблями. Готовые снопы, в виде пирамидки, укладывали или ставили на землю. Вечером их собирали в копны, чтобы ночная сырость не подмочила зерно.
Когда полностью убирали одно поле, то все садились на последний сноп, а старший в семье произносил молитву духу земли. Такой обряд совершали на каждом поле.
Самый последний сноп делали самым большим, чтобы на следующий год урожай был еще лучше. Несколько колосьев оставляли несжатыми и завязывали их в пучок.
Потом все садились на снопы лицом к солнцу, расстилали скатерть, раскладывали хлеб, сыр, ставили пиво. Молились, благодарили божества за удачную жатву, просили урожая и благополучия на следующий год. Затем кусочек посоленного хлеба и сыра закапывали в землю. Кто-нибудь из жнецов брал все серпы и бросал их через голову. Если они падали в одном месте, кучей — значит, до следующего года все будут живы и здоровы.
Срезали последние колосья и ими связывали все серпы. Так хранили до следующей жатвы. По другим сведениям, эти последние колосья закапывали в землю, чтобы и на следующий год был хороший урожай.
Сушку хлебов производили на токах. В копнах зерно подсыхало, снопы складывали на телеги и увозили на ток. Если погода была достаточно солнечной и зерно хорошо просохло, то снопы складывали в большие скирды. В сырую и пасмурную погоду снопы сушили с помощью специальных построек — овинов. В каждом хозяйстве был один или несколько овинов. Их сооружали из жердей. Топили выкорчеванными пнями (они обычно долго и жарко горят). К жердям снаружи прислоняли снопы, устанавливая их друг на друга, и закрепляли веревками, с наветренной стороны могли прикрывать их корой. Выгодной особенностью чувашских овинов была их пожарная безопасность. Если вдруг огонь сильно разгорался, то достаточно было обрубить веревки и снопы падали на землю. Такой тип овина был широко распространен среди чувашей, марийцев, татар, удмуртов. Русское население строило овины срубного типа. Сушили снопы в овинах обычно по ночам. Эту работу выполняли старики, им помогали подростки. Считалось, что у овина есть свой дух. И перед тем, как разжечь огонь, старики клали в овин кусочки хлеба, обращались к его духу и матери огня, просили сберечь снопы от искры и пламени и дать возможность удачно обмолотить весь урожай. К жерди привязывали мочало для определения направления ветра.
При молотьбе зерно выбивали из колосьев, для этого снопы расстилали и били по ним специальными палками-цепами. Снопы переворачивали и снова били. Затем зерно сметали в отдельные кучи, а получившуюся солому (то есть стебли растений без колосьев) убирали и складывали в стога, остатки колосьев — мякину ссыпали в специальные постройки. Ее потом использовали для корма скотине.
Другой способ молотьбы с использованием лошадей назывался прогон. Вокруг столба на гумне расстилали снопы и гоняли по ним лошадей, которые своими копытами выбивали зерна из колосьев. При этом высокие ржаные снопы укладывали горизонтально, а яровые хлеба ставили вертикально.
Обмолоченное зерно провеивали — подбрасывали вверх деревянной лопатой. При этом тяжелое полновесное зерно падало тут же рядом, а мусор, мякина уносились ветром. Провеянное зерно сгребали в кучи. Хозяин шел вокруг кучи по солнцу и подгребал лопатой, за ним шла хозяйка и подметала веником. При этом они молились божествам, благодарили за собранный урожай, просили изобилия и бережливости. Также с молитвами грузили зерно на телегу и отвозили в амбары. Там насыпали в большие лари.
Самый последний сноп не вымолачивали, а по окончании работ водружали на верхушку столба в дар духу тока. Этот сноп символизировал окончание работ по уборке урожая.
Если до наступления ненастной погоды не удавалось смолотить весь урожай, тогда снопы оставляли сложенными в капан и молотили зимой. Когда наступали морозные дни, гумно очищали от снега и поливали водой, получалась гладкая и ровная площадка. Выходили молотить задолго до рассвета, работали при свете луны. Молотили целыми днями дотемна. Старались закончить до наступления метелей.
Осенью после окончания земледельческих работ проводили обряд кашеварения. Закончились все самые тяжелые сельскохозяйственные работы и теперь можно отблагодарить богов за удачно проведенные работы и попросить их сберечь собранный урожай. Готовили пиво, лепешки, хлеб, варили кашу и суп из петуха. Приглашали родственников, соседей. Сначала шли на гумно. Там около столба разводили костер, молились богам и, угощая духов, бросали в огонь кусочки пищи, ложку каши. Ели сами, дождавшись, когда догорит костер, уходили в избу. Там снова молились, благодарили богов и людей, помогавших в работе. Затем ели, пили, веселились, пели и плясали.
В древности предки чувашей, как и многие другие народы, мололи зерно, то есть превращали его в крупу или муку на ручных мельницах . Более производительными были водяные мельницы. Их устанавливали на запрудах рек. Осенью мельницы разбирали, а весной после схода льда снова устанавливали. Позднее получили распространение ветряные мельницы, появились конные и паровые мельницы. Верхнюю часть ветряных мельниц вместе с крыльями можно было поворачивать по направлению ветра. Некоторые зерновые (полбу, ячмень, овес, гречиху, просо), перед тем как размолоть в крупу или муку, необходимо было очистить от шелухи.В домашних условиях применяли большую деревянную ступу и пест. Зерно в ступе толкли пестом, затем насыпали в специальное корытце. Корыто покачивали из стороны в сторону, более легкая шелуха собиралась на поверхности в кучки. Ее убирали руками. Так постепенно и очищали зерно от шелухи. Потом очищенное зерно можно было размалывать в крупу или муку. Позднее оба эти процесса делали на мельницах.

Вот что значит родная земля и почвенные ресурсы для меня и для моего народа. Она бесценна и представляет собой сокровище, которое ничем не измерить. В заключение обращусь ко всем, кто живёт на чувашской земле: «Любите нашу землю, край ста тысяч песен, край жемчужины. Славьте Чувашию своими умными, праведными делами, умножайте его богатство. Спешите на помощь нашим рекам, речкам, озёрам, высыхающим по вине неразумных людей; защищайте леса ― лёгкие городов и сёл; разводите парки, сажайте аллеи на радость всем, главное - любите землю и никогда не обижайте ее. Долг каждого ― беречь и охранять природу». Если все будут выполнять это, то мой край, я твёрдо в это верю, превратится в цветущую страну, где люди будут трудиться и наслаждаться жизнью. И заканчиваю свои слова строками из творчества Народного поэта Чувашии Якова Ухсая:

Мой край! Тобой горжусь, счастливый,
Мне вечно дорог твой простор, ―
Равнин цветущие разливы,
Тревожный сумеречный бор.
 
Здесь я ломал босым  мальчонкой
Волнистых стеблей вороха
И воду пил из речки звонкой
Шершавой горстью лопуха.
 
Здесь для меня мощь злаков зрела
И лес для зыбки слал лубок,
В полях и рощах пило тело
Приволжских весен буйный сок.
 
Земля была мне миром, кровом,
И сердцем верен ей Ухсай (и я),
Своих стихов горячим словом
Всегда пою тебя, мой край!

Алексей Михайлов, обучающийся 9 "б" класса МОУ "Красноармейская СОШ №2" Красноармейского района Чувашской Республики (Россия)

Реклама

Наш опрос
Какие природные катаклизмы влияют на истощение земельных ресурсов?
Всего ответов: 64
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930